Внебюджетные фонды: экономическая сущность и особенности формирования

Сущность и назначение внебюджетных фондов

В составе бюджетной системы РФ важное место занимают внебюджетные фонды. Большинство фондов создаются в процессе перераспределения национального дохода с помощью специальных налогов, сборов, займов, а также выделения средств из бюджета. Бюджетные средства переводятся в фонды в виде субсидий и субвенций либо в форме отчие лений-6т налоговых доходов. Внебюджетные фонды могут также привлекать и заемные средства для решения конкретных задач.
Таким образом, внебюджетные фонды — это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения.
Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. К внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и другие целевые фонды общегосударственного и регионального значения.
Посредством создания внебюджетных фондов любого уровня государством привлекаются значительные ресурсы для финансирования целевых мероприятий за счет специальных отчислений и других источников. Б отличие от традиционных бюджетов, внебюджетные фонды обеспечивают строго целевое использование средств. Образованию внебюджетных фондов соответствующего типа предшествует определение государством наиболее важных участков развития, для обеспечения финансирования которых и предусматриваются ресурсы, концентрируемые во внебюджетных фондах, а также непосредственные источники их создания.
В западных странах накоплен огромный опыт создания внебюджетных фондов. В особенности это относится к экономическим фондам. Они расширяют возможности государственного влияния на развитие хозяйственной и социальной жизни общества. Первые фонды экономического содействия возникли в годы мирового экономического кризиса (1929—1933) для оказания финансовой поддержки частному бизнесу. После Второй мировой войны подобные фонды были созданы во всех развитых странах мира. В частности, во Франции с момента окончания войны действует Фонд модернизации, который после объединения с рядом других фондов был преобразован в Фонд экономического и социального развития. Б США существует Фонд перестройки и развития экономики.
С начала 60-х гг. XX в. в развитых странах мира большое внимание уделяется созданию научно-технических фондов.
В принципе, решение определенных проблем конкретного этапа развития общества может быть достигнуто либо за счет выделения средств из государственного и местных бюджетов, либо путем образования и использования специальных внебюджетных фондов. Наличие специальной системы собственных источников финансирования целевых мероприятий в отличие от бюджетных ресурсов обеспечивает дополнительное привлечение средств в фонды; целевое использование ресурсов в полном объеме их поступления.
В целом внебюджетные фонды можно классифицировать по функциональному назначению и уровням управления.
В зависимости от функционального назначения внебюджетные фонды подразделяются на фонды экономического, социального и природоохранного характера.
В соответствии с уровнем управления различают внебюджетные фонды общегосударственного и регионального значения. Из внебюджетных фондов федерального уровня выделяется часть средств, передаваемая в распоряжение территории. Вопросы непосредственной организации и функционирования внебюджетных фондов находятся в компетенции органов власти соответствующего уровня. Целевое назначение, порядок формирования и использования средств внебюджетных фондов оформляются законодательно.
Конкретное направление расходования средств внебюджетных фондов обусловлено назначением фондов, экономическими условиями, содержанием целевых программ. Часть временно свободных денежных средств внебюджетных фондов может направляться в инвестиции, на вложения в ценные бумаги,учредительную деятельность и т. п., совокупные доходы от которых служат дополнительными финансовыми источниками внебюджетных фондов. Оперативное управления внебюджетными фондами осуществляется специально созданным административным аппаратом, имеющим соответствующие права и обязанности.

Пенсионный фонд

В соответствии с действующим законодательством РФ финансирование выплат пенсий с 1991 г. поручено осуществлять Пенсионному фонду России как самостоятельному финансово-кредитному учреждению, образованному в целях государственного управления денежными средствами пенсионного обеспечения.
Основной принцип, положенный в основу создания пенсионных фондов, — принцип солидарности поколений — был сформулирован еще Бисмарком. Его суть состоит в необходимости обеспечения заработанного конкретным человеком материального уровня путем перераспределения средств как во времени (нынешние работники содержат вчерашних), так и в пространстве ■— где бы человек ни жил. Пусть даже за пределами страны, он своим трудом и прошлыми страховыми отчислениями уже обеспечил себе определенный прожиточный<уро-вень в будущем, который должен быть гарантирован вне зависимости от наличия средств в конкретном фонде.
Пенсионный фонд России — это своеобразный механизм государственного управления денежными средствами пенсионного обеспечения, которые находятся в государственной собственности, но не входят в состав бюджета, других фондов и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд России подотчетен высшему законодательному органу РФ.
Источниками формирования средств Пенсионного фонда выступают:
- средства, аккумулированные посредством внесения единого социального налога;
— средства федерального бюджета, которые предназначены для выплаты пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам;
- добровольные взносы юридических и физических лиц;
— доходы от коммерческих операций. Страховые взносы граждан, работодателей, концентрируемые в Пенсионном фонде, используются:
— на выплату пенсий (трудовых по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет);
— оказание помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
— выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
— повышение пенсий в связи с изменением индексов стоимости жизни;
— содержание органов управления, развитие материально-технической базы фонда;
— участие в финансировании программ по социальной поддержке пенсионеров, инвалидов, детей;
— осуществление коммерческих операций фонда;
— другие мероприятия, предусмотренные уставной деятельностью фонда.

Фонд государственного социального страхования

Важнейшим экономическим инструментом в системе мер государства по материальному обеспечению лиц, по тем или иным причинам временно не участвующих в трудовом процессе, является Фонд государственного социального страхования. Он представляет собой централизованный денежный фонд государства, создаваемый страховым методом.
Фонд социального страхования создан в Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ «О Фонде социального страхования Российской Федерации» № 822 от 7 августа 1992 г. и действует в соответствии с Положением «О Фонде социального страхования Российской Федерации» № 101 от 12 февраля 1994 г.
Фонд предназначен для управления средствами государственного страхования. Он выступает в качестве специализированного финансово-кредитного учреждения при Правительстве РФ.
К основным источникам формирования средств государственного фонда социального страхования относятся:
— средства, аккумулированные посредством внесения единого социального налога;
— средства федерального бюджета;
— средства, вырученные системой социального страхования от реализации путевок в санатории и дома отдыха;
— другие поступления и взносы.Средства фонда государственного социального страхования расходуются по следующим основным направлениям.
Во-первыхуёьтлата пособий (по временной нетрудоспособности, по.беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет и др.). Право на пособие, выплачиваемое в связи с временной нетрудоспособностью, имеет работник, утративший трудоспособность вследствие увечья, собственной болезни или болезни членов его семьи и т. д. При определении конкретного размера пособия во внимание принимается длительность трудового стажа, а также причина, Б результате которой утрачена трудоспособность. В размере полного заработка независимо от1 стажа работы пособие выплачивается только в том случае, если работник потерял трудоспособность в результате профессионального заболевания или увечья. Право на пособие по беременности и родам имеют работающие женщины-матери. С целью соответствующего обеспечения охраны здоровья матери и ребенка данное пособие выплачивается независимо от трудового стажа в размере полного заработка на период отпуска по беременности и родам. Кроме того, предусмотрены единовременные выплаты; при рождении ребенка, на погребение.
Во-вторых, на обеспечение финансирования санаторно-курортного обслуживания работников. Из средств фонда государственного социального страхования оплачивается полно-' стыо или частично приобретение трудящимися разнообразных путевок в санатории, дома отдыха, пионерские лагеря и т. п. В-третьих, на финансовое обеспечение процесса социальной и профессиональной адаптации инвалидов, содержание санаториев-профилакториев, ремонт и аренду оздоровительных лагерей, внешкольное обслуживание детей и т. д.

Фонд обязательного медицинского страхования

Медицинское страхование в РФ осуществляется в обязательной и добровольной формах. Обязательное медицинское страхование выступает как составная часть государственной социальной поддержки населения. Государственная политика в этой области реализуется через функционирование специального фонда.
Фонды обязательного медицинского страхования созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования в соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Феде-
рации» № 1499-1 от 8 июня 1991 г., полностью введенным в действие с 18 января 1993 г.
Фонд обязательного медицинского страхования является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность на правах юридического лица в соответствии с действующим законодательством России. Формирование финансовых ресурсов фонда осуществляется за счет отчислений от средств, аккумулированных посредством внесения: единого социального налога. Средства Фонда обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности.
Основные задачи ФОМС:                                                     ,
— обеспечение реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
— обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;
— участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства ФОМС находятся в государственной собственности РФ, они не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Финансовые средства ФОМС образуются за счет:
— части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых законодательством РФ;
— взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
— ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
— добровольных взносов юридических и физических лиц.
Средства ФОМС используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, финансирование целевых медицинских программ, мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов, на развитие медицинской науки, на улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.
[19 - Свиридов О.Ю. Финансы, Денежное обращение и Кредит: 100 экзаменационных ответов. Феникс, 2010, 208 стр.]

 
Найти на сайте FinanceEdu.ru
Яндекс.Новости: Финансы
Первая в России служба автоматической обработки и систематизации новостей. Сообщения ведущих российских и мировых СМИ. Обновление в режиме реального времени 24 часа в сутки.
Яндекс.Новости: Финансы