Определение финансов, их сущность, функции и назначение в рыночной экономике. Финансы в общественном воспроизводстве.

Определение финансов

Финансы (finance) — это наука о том, каким образом люди управляют расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени. Финансовые решения характеризуются тем, что расходы и доходы 1) разнесены во времени и 2) как правило не могут быть точно предсказаны ни теми, кто принимает решения, ни кем-либо другим. Так, например, оценивая возможности для основания своего ресторана, вам надо будет максимально точно оценить все затраты (на обустройство помещения и покупку кухонных плит, столов, стульев и даже маленьких бумажных зонтиков для украшения экзотических напитков, словом для приобретения всего необходимого оборудования) и неопределенные выгоды (т.е. вашу будущую прибыль), которые вы рассчитываете получить спустя несколько лет.
Приняв конкретное финансовое решение, бизнесмен воплощает его в жизнь с помощью финансовой системы. Финансовая система (financial system) — это совокупность рынков и других институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками. Эта система включает в себя рынки акций, облигаций и других финансовых инструментов, финансовых посредников (таких как банки и страховые компании), фирмы, предлагающие финансовые услуги (например, финансово-консультационные компании), и органы, регулирующие деятельность всех этих учреждений. Одним из важнейших вопросов финансов является изучение закономерностей эволюции финансовой системы.
Финансовая теория состоит из ряда концепций, предоставляющих студентам систематизированный подход к изучению вопросов распределения денежных ресурсов с учетом фактора времени, а также набора количественных моделей, с помощью которых оцениваются все альтернативные варианты и принимаются и воплощаются в жизнь финансовые решения. Эти основные концепции и количественные модели применяются на всех уровнях принятия финансовых решений: при оценке возможности аренды автомобиля или основания собственного бизнеса, при определении финансовым директором крупной корпорации перспектив выхода на рынок телекоммуникационных услуг или при решении Мировым банком вопроса о финансировании строительства гидроэлектростанции в латиноамериканской стране.
Финансовая теория основана на доктрине, согласно которой главная функция финансовой системы заключается в удовлетворении потребностей людей, включая все основные жизненные потребности в пище, одежде и жилье. Субъекты экономической деятельности любого вида (как фирмы, так и органы государственной власти всех уровней) существуют для того, чтобы способствовать выполнению этой основной функции. [13 - Финансы, Зви Боди, Роберт Мертон, 592 стр. 2007, 4 кв.; Вильямс., стр 15]

Сущность финансов

Финансы представляют собой экономическую категорию, существующую в различных общественно-экономических формациях. Они имеют единую абстрактную сущность во всех формациях, но принципиально новое содержание в каждой из них. Сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. Чтобы понять сущность этой экономической категории, необходимо рассмотреть в первую очередь историю возникновения финансовых отношении
Исторически первые финансовые отношения возникли с разделением общества на классы и появлением государства. В условиях рабовладельчества и феодализма финансы играли относительно незначительную роль в формировании денежных доходов государства, так как в указанных формациях господствовали натуральные отношения. Главными видами доходов государства в тот период были дань и грабежи покоренных народов, натуральные подати, сборы и различные трудовые повинности. Отличительной особенностью финансов в рассматриваемый период был их частноправовой принцип, поскольку казна государства была одновременно и казной главы государства.
С развитием капиталистического способа производства расширялась сфера товарно-денежных отношений. Доходы и расходы государства отделились от казны государя. Доля натуральных отношений резко сократилась. Натуральные подати были заменены налогами в денежной форме. Возник общегосударственный фонд денежных средств — бюджет, которым глава государства не мог распоряжаться единолично. Формирование и использование бюджета стали носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Будучи связаны с формированием доходов и расходов государства, финансы становятся выразителями стоимостных (денежных) отношений.
Вместе с тем характерной чертой этого периода была узость финансовой системы: она состояла из одного звена - бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.
Таким образом, можно сделать вывод, что финансы — это объективная экономическая категория, связанная с закономерностями развития материального производства в определенных условиях; при этом в роли организатора конкретных финансовых отношений выступает государство.
Термин «финансы» произошел от латинского слова «finansia» — денежный платеж. Таким образом, финансы непосредственно связаны с деньгами. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег — не может быть и финансов. Однако финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги — это строго определенная экономическая категория с четко выраженной сущностью и функциями, особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Финансы - это определенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным или безналичным путем. Следовательно, финансовые отношения — это прежде всего денежные отношения. Однако не все денежные отношения могут рассматриваться как финансовые. Сфера денежных отношений шире финансовых отношений. Финансы выражают лишь такие денежные отношения, которые связаны с формированием и использованием фондов денежных средств субъектов хозяйствования и государства, т.е. централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Источниками указанных фондов являются валовой внутренний продукт (ВВП) и национальный доход.
Итак, финансы - это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
[10 - Финансы, денежное обращение и кредит. Краткий курс_под ред Самсонова Н.Ф_Учебник_2003 -302с, стр 5 - 6]

Функции финансов

Сущность финансов, как и любой экономической категории, проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой - контроль за этим распределением.
Продукция, произведенная за определенный период времени внутри страны, представляет собой ВВП. Если мы вычтем из ВВП в стоимостном выражении ту его часть, которая возмещает затраченные средства производства, то получим национальный доход, обеспечивающий все потребности общества (осуществление расширенного воспроизводства, развитие непроизводственной сферы, оплата труда каждого работника). В чистом продукте общества воплощается вновь созданная в материальном производстве стоимость.
Объем национального дохода, создаваемого всеми отраслями материального производства, и его отдельных частей — фонда потребления и фонда накопления - определяют темпы и пропорции развития экономики, ее структуру.
Распределительная функция финансов связана с распределением ВВП и его основной части — национального дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен.
Финансовые отношения возникают на стадиях распределения и перераспределения национального дохода. Первичное распределение осуществляется по месту создания национального дохода, т.е. в сфере материального производства. Предположим, предприятие получило выручку от реализации. Это обезличенная денежная сумма, из которой отнюдь не вытекает порядок ее распределения на составные элементы (возмещение израсходованных средств производства, заработная плата, прибыль и т.д.). Распределение происходит посредством финансов на основе ряда параметров, устанавливаемых государством: ставки, нормы, тарифы, платежи, отчисления и т.д. В результате первичного распределения национального дохода среди участников материального производства образуются следующие виды доходов: зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства, а также доходы предприятий сферы материального производства.
Однако доходы, образуемые в результате первичного распределения, не образуют общественных денежных фондов, необходимых для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Поэтому необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное с наличием непроизводственной сферы, в которой националь-ный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование, управление), с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением средств, содержанием наименее обеспеченных слоев населения - пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей и др.
Пример. Предприятие реализовало определенный объем продукции. Выручка поступила на расчетный счет, но из этой суммы предприятие должно перечислить в бюджет установленные налоги, например налог на добавленную стоимость по определенной ставке. Из оставшейся суммы предприятие должно выделить часть, возмещающую потребленные средства производства, обеспечивая тем самым непрерывность процесса производства. Она определяется исходя из установленной нормы амортизационных отчислений, стоимости основных фондов, норм расхода предметов труда и их стоимости. Далее вычитается часть, связанная с оплатой труда (ФОТ), опять-таки исходя из норм затраченного труда и системы его оплаты. По нормативам, установленным к ФОТ, выделяется часть стоимости созданного продукта для перечисления в Пенсионный фонд, Фонд занятости и др.; в итоге остается прибыль. Таким образом, произошло как бы первичное распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Но ФОТ и прибыль подлежат дальнейшему распределению, т.е. распределению второго порядка: ФОТ делится между трудящимися, бюджетом и Пенсионным фондом по законодательно закрепленным ставкам, а прибыль - между предприятием, его вышестоящей организацией и бюджетами различных уровней.

 Механизм финансового контроля совершенствуется и развивается. Перед ним ставятся новые задачи, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей в стране. [10 - Финансы, денежное обращение и кредит. Краткий курс_под ред Самсонова Н.Ф_Учебник_2003 -302с, стр 6 - 11]

Этот пример наглядно показывает, что без движения стоимости (в данном случае выручки от реализации) ни бюджет, ни Пенсионный фонд, ни работник не получили бы своей доли. А это движение обеспечивают только финансы.
Распределительные процессы имеют место и внутри предприятия. Например, прибыль, будучи источником формирования таких децентрализованных фондов, как фонд производственного и социального развития, резервный фонд и др., является объектом распределения третьего порядка. На этом уровне можно говорить о снижении роли государства в распределительных отношениях (но нив коем случае не об их отмене).
В различных общественно-экономических формациях, в различных государствах действуют различные финансовые системы, более или менее удачно выражающие объективно существующие экономические отношения, однако финансы всегда выполняют распределительную функцию, так как она связана с их сущностью и потому органически им свойственна.
Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. С помощью финансов государство распределяет общественный продукт не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым кон-трольза обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.
Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Главное назначение контроля - способствовать наиболее рациональному использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью повышения эффективности общественного производства.
Контрольная функция финансов проявляется во всей хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, за формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы. С помощью контроля рублем оказывается воздействие на процесс реализации продукции, выполнение договоров поставок, рентабельность, прибыль, фондоотдачу, оборачиваемость оборотных средств.
Финансовый контроль является деятельностью особых контролирующих органов. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, он разделяется на общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский).
Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления (Президент и Правительство РФ, Федеральное собрание, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам и др.). Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Общегосударственный финансовый контроль проводят также законодательные органы власти, финансовые, налоговые, кредитные учреждения, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных органон власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов, за расходованием государственных средств.
Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Они проверяют финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприятий и учреждений.
Внутрихозяйственный финансовый контроль проводят финансовые службы предприятий, учреждений (бухгалтерии, финансовые отде-лы). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности предприятия и его структурных подразделений.
Общественный финансовый контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач.
Независимый финансовый контроль (аудит) проводят аудиторские фирмы и службы. Объектом контроля является деятельность всех экономических субъектов.
Необходимость создания независимого финансового контроля - аудита - была обусловлена развитием рыночных отношений и созданием акционерных форм собственности. Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и реальности, соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к составлению финансовой отчетности. Аудиторство — это принципиально новая форма контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий и организаций.
В зависимости от сроков проведения финансовый контроль разделяется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный финансовый контроль проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, проектов бюджетов и т.д. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, тем самым предотвращая нанесение прямого или косвенного ущерба деятельности предприятия.
Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задача - своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он проводится повседневно финансовыми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и установить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.
Последующий финансовый контроль организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основные его задачи — выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возмещение нанесенного ущерба, привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц, принятие мер по предотвращению случаев нарушения финансовой дисциплины.

Финансы в общественном воспроизводстве

Процесс общественного воспроизводства в любом обществе включает в себя четыре стадии: производство, обмен, распределение и потребление.
Все эти стадии обязательны для воспроизводства, и отсутствие одной из них означает прекращение всего процесса. Каждая из стадий использует ряд категорий, участие которых может быть прямым или косвенным (опосредованным). Даже в простом натуральном хозяйстве какая-то часть продукции направляется на обмен, а часть — подлежит распределению. В развитом товарно-денежном хозяйстве преобладающая часть продукции направляется на обмен, который выражен в денежном выражении.


На первой стадии (производство) происходит соединение в предпринимательских структурах трех компонентов (видов ресурсов, капитала) - орудий труда, предметов труда, самого труда. В результате производится продукт, имеющий потребительную стоимость и стоимость. На этой стадии используются такие основные категории, как издержки, заработная плата, кредит, товар, прибыль, доход и другие, и создается совокупный общественный продукт (С + V).


Стадия обмена практически не создает новой потребительской стоимости, однако увеличивает стоимость продукта, товара или услуги. На этой стадии кроме указанных категорий используются такие, как расходы, цена, стоимость, налоги, отчисления и др. Товар, имеющий стоимость, сравнивается с общественно необходимыми издержками и предстает на рынке через рыночную цену, на которую влияют многие внешние факторы.


На третьей стадии (распределение) происходит процесс первичного распределения созданного продукта (совокупного общественного продукта - СОП) на составные части (С + V + М) и процесс вторичного распределения (перераспределения) национального дохода (V + М). Из совокупного общественного продукта в процессе распределения выделяется доля, предназначенная на возмещение предметов и орудий труда, использованных на стадии производства и обмена. Оставшаяся часть распределяется между собственником и работниками, принимавшими участие в производстве и обмене. В процессе перераспределения доля заработной платы работников и доходов (прибыли) собственников аккумулируется в общегосударственные фонды, и таким образом формируется основная часть средств централизованных и децентрализованных фондов накопления и потребления. Финансы, как основной перераспределительный механизм, не только аккумулируют денежные средства в фондах, но и организуют их использование в соответствии со своими функциями и государственной политикой.


На заключительной стадии воспроизводства часть средств используется на общегосударственные нужды, содержание надстроечных институтов, бюджетной сферы, другая часть средств направляется в воспроизводственный процесс. Соотношение этих частей определяется большим числом факторов, основными из которых являются: уровень жизни населения, структурная перестройка экономики, состояние финансового рынка и долга, устойчивость национальной валюты, конкурентоспособность, состояние технологии производства и др.


Совокупный общественный продукт состоит из двух основных частей: стоимости израсходованных на производство продукции (товаров, работ и услуг) средств производства, капитала - С, стоимости рабочей силы и прибавочной стоимости (прибыли) - V + М. Однако следует учитывать условность такого деления, так как в нем не учитывается часть стоимости, израсходованной на внепроизводственные нужды. Представленная схема условна и в последовательности стадий воспроизводства.
Финансы в той или иной степени, как и денежные отношения, опосредуют все стадии общественного воспроизводства.
Так, на первой стадии через финансовые инструменты опосредованно регулируются: состав и количественное выражение издержек (состав затрат, нормы амортизации и др.), сферы предпринимательской деятельности (монополисты, малое предпринимательство и др.), уровень налогообложения и отчислений в зависимости от величины израсходованных ресурсов (налоги и отчисления, относимые на издержки, минимальный размер оплаты труда и др.), ограничения на вложения в коммерческие расходы, правила привлечения средств на финансовый рынок и т. д.Участвуя в процессе обмена, финансы также опосредованно регулируют системы и порядок расчетов, формирование цен и расценок, правила международного обмена и расчетов и др.
На стадии распределения совокупного общественного продукта на С + V + М опосредованное влияние финансов осуществляется через установление норм оплаты труда, ограничения в получении прибыли (доходов), правил использования свободных денежных средств и т. д.
В процессе распределения С + V финансы принимают непосредственное участие в формировании централизованных и децентрализованных денежных фондов и сумм средств государства и хозяйствующих субъектов через механизмы исчисления и уплаты налогов и отчислений из V и М. Однако следует учитывать, что одновременно происходит и процесс использования средств, например на сферу услуг, образование и здравоохранение, оборону и т. п. Последние ведь тоже платят налоги, средства которых направляются на формирование фондов. И так далее.Шахтой стадии распределения национальный доход делится на фонд накопления и фонд потребления и практически одновременно происходит использование денежных средств по направлениям.
Фонд накопления состоит из средств, предназначенных для расширения воспроизводства и для образования резервных фондов. Основными направлениями использования средств являются вложения в экономику и создание государственных и страховых фондов. Формирование доходов и расходование средств производится в пределах бюджета, утвержденного до начала года, однако на практике происходит опережение расходов, то есть необходимость произвести расходование средств наступает раньше, чем сформированы доходы. В таких случаях используется механизм привлечения государственного кредита.
Средства этого фонда направляются на оборону, управление, поддержку промышленности и сельского хозяйства, малого и среднего предпринимательства и т. п.
Фонд потребления также состоит из двух составных частей: средств фонда общественного потребления и средств фонда личного потребления. Через фонды общественного потребления государство организует финансирование просвещения, здравоохранения, социального страхования и обеспечения. Средства этих фондов также реализуются через бюджет государства. Фонд личного потребления подразделяется на фонды личных накоплений и фонды потребления, однако формирование и расходование средств не затрагивает финансовый механизм распределения.
Соотношение между объемами средств фондов накопления и потребления и количеством используемых фондов определяется многими факторами, и в том числе: экономическим развитием хозяйства страны, вли-янием международного разделения труда и капитала, инвестиционной сферой, государственным устройством, уровнем техники и технологии, устойчивостью национальной валюты и т. д. Точно определить все соотношения практически невозможно, так как не рассчитывается общий финансовый потенциал государства и экономики, нет фактических данных о формировании и использовании средств резервных фондов и фондов личного потребления, значительна роль теневого сектора в экономике страны. [12 - Финансы, деньги, кредит и банки_Леонтьев В.Е, Радковская Н.П_Уч пос_2003 -384c, стр 13 - 16]

 
Найти на сайте FinanceEdu.ru
Яндекс.Новости: Финансы
Первая в России служба автоматической обработки и систематизации новостей. Сообщения ведущих российских и мировых СМИ. Обновление в режиме реального времени 24 часа в сутки.
Яндекс.Новости: Финансы