Финансовый Анализ. Оценка финансового состояния предприятия. Содержание, виды и методы финансового планирования. Система финансовых планов.

Финансовый анализ в организации

Одно из важнейших условий успешного управления финансами организации — проведение анализа его финансового состояния. Финансовое состояние организации характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств.

Анализ финансового состояния непременный элемент как финансового менеджмента в организации (на предприятии), так и его экономических взаимоотношений с партнерами, финансово-кредитной системой.

Цели финансового анализа:

выявление изменений показателей финансового состояния; определение факторов, влияющих на финансовое состояние; оценка количественных и качественных изменений финансового состояния;оценка финансового положения на определенную дату; определение тенденций изменения финансового состояния организации.

Группы потребителей, которым необходимы результаты анализа финансового состояния:

менеджеры организаций и финансовые менеджеры. Для менеджеров важна оценка эффективности принимаемых ими решений, используемых в хозяйственной деятельности ресурсов и полученных финансовых результатов;

собственники (в том числе акционеры). Им важно знать отдачу от вложенных в предприятие средств, прибыльность предприятия, а также уровень экономического риска и вероятность потери своих капиталов;

кредиторы и инвесторы Их интересует оценка возможности возврата выданных кредитов и возможности предприятия реализовать инвестиционную программу;

поставщики. Для них важна оценка оплаты поставленной продукции, выполненных услуг и работ.

Одна из важных функций финансового менеджера — консультирование руководства предприятия по финансовым вопросам. В настоящее время разработкой специальных аналитических программ занимается ряд фирм.

Анализ финансового состояния предприятия включает этапы:

•    предварительной (общей) оценки финансового состояния предприятия и изменений его финансовых показателей за отчетный период; 

•    анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия;

•    анализ кредитоспособности предприятия и ликвидности его баланса;

•    анализ оборачиваемости активов;

•    анализ финансовых результатов предприятия;

•    анализ потенциального банкротства предприятия.

Для проведения анализа финансового состояния предприятия используются определенные методы и инструментарий:

сравнение - когда финансовые показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными);

группировки показатели группируются и сводятся в таблицы, что дает возможность проведения аналитических расчетов, выявления тенденций развития отдельных явлений и их взаимосвязи, выявления факторов, влияющих на изменение показателей;

цепных подстановок заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным, все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод дает возможность определить влияние отдельных факторов на совокупный финансовый показатель.

В качестве инструментария для финансового анализа широко используются финансовые коэффициенты относительные показатели финансового состояния предприятия, которые выражают отношение одних абсолютных финансовых показателей к другим. Финансовые коэффиценты используются:

- для количественной характеристики финансового состояния; сравнения показателей финансового состояния конкретного предприятия с аналогичными показателями других предприятий или среднеотраслевыми показателями;

 - выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния предприятия; определения нормальных ограничений и критериев различных сторон финансового состояния.

Система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий:

- коэффициент текущей ликвидности;

- коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;

- коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

Сравнительный аналитический баланс позволяет упростить работу по проведению:

- горизонтального анализа, дает характеристику изменений показателей за отчетный период;

- вертикального анализа - характеризует удельный вес показателей в общем итоге (валюте) баланса предприятия.

Внутрифирменное финансовое планирование

Цели внутрифирменного планирования:

обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств; достижение конкурентоспособности и прибыльности предприятия; планирование доходов и расходов предприятия, движения его денежных средств.

Исходя из этих целей внутрифирменное финансовое планирование — это многоплановая работа, состоящая из ряда взаимосвязанных этапов, таких как:

анализ ситуаций и проблем ~ заключается в изучении фактических данных за предыдущий период. Это дает возможность оценить финансовые результаты за прошедшее время и определить проблемы;

прогнозирование будущих условий - необходимо для определения внешней и внутренней среды, в которой будет осуществляться деятельность предприятия;

постановка финансовых задач заключается в определении на планируемый период параметров получения доходов, прибыли, предельных размеров расходов и основных направлений использования средств;

выбор оптимального варианта. На основе анализа тенденций и текущего финансового состояния рассматриваются несколько вариантов положений, в которых может оказаться предприятие, и оптимальные варианты развития финансов предприятия;

составление финансового плана. Составляется финансовый план предприятия в виде баланса его доходов и расходов; корректировка, увязка и конкретизация финансового плана, которые состоят:

•    в сравнении показателей финансового плана с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами;

•    установлении конкретных сроков их достижения;

выполнение финансового плана. Это процесс текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, влияющий на его конечные финансовые результаты; анализ и контроль заключаются в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с плановыми показателями, выявлении причин и следствий отклонений от плановых показателей, в подготовке мер по устранению негативных явлений.

Процесс составления финансового плана предприятия заключается в расчете его показателей. Для этого используются различные способы и приемы расчета: расчетно-аналитический; балансовый; нормативный; метод оптимизации плановых решений; экономико-математическое моделирование.

Расчетно-аналитический метод - один из наиболее используемых в рыночной экономике методов планирования финансовых показателей. Метод используется в основном при расчете плановых показателей: объема выручки; доходов; прибыли; фондов потребления и накопления предприятия.

Балансовый метод применяется при планировании распределения полученных финансовых средств. Суть его заключается в построении баланса имеющихся в наличии средств и потребности в их использовании.

Нормативный метод используется при наличии установленных норм и нормативов: норм амортизационных отчислений;налоговых ставок и тарифов взносов в государственные внебюджетные фонды (пенсионный, медицинского страхования); нормативов потребности в оборотных средствах. Нормативы, используемые при финансовом планировании, устанавливаются:

- органами власти и управления на федеральном, региональном, местном уровнях (ставки амортизационных отчислений, налогов, взносов во внебюджетные фонды);

- ведомствами (нормы предельных уровней рентабельности, предельных отчислений в резервные фонды);

- предприятиями (нормы потребности в оборотных средствах, кредиторской задолженности, запасов и сырья, отчислений в резервный фонд).

Метод оптимизации плановых решений состоит в разработке ряда вариантов плановых показателей и выборе из них оптимал ьного.

В качестве критериев выбора вариантов показателей для последующего включения их в финансовый план могут быть использованы:

минимум приведенных затрат, максимум приведенной прибыли; минимум текущих затрат, максимум прибыли на рубл ь вложенного капитала;

минимум времени на оборот капитала, максимум дохода на рубль вложенного капитала.

Экономико-математическое моделирование используется при прогнозировании финансовых показателей на срок не менее чем 5 лет. Позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на них.

К объектам финансового планирования относятся:

выручка от реализации продукции, услуг и прибыль;

амортизационные отчисления;

объем оборотных активов и их прирост;

ресурсы в капитальном строительстве;

платежи в бюджет;

взносы во внебюджетные фонды.

Финансовый план организации

В ходе составления финансового плана предприятия должны решаться следующие задачи:

- определение основных финансовых показателей предприятия на плановый период;

- увязка финансовых показателей с производственными и коммерческими;

- выявление резервов увеличения доходов и прибыли предприятия; определение путей повышения эффективности использования финансовых ресурсов.

Финансовые планы предприятия могут быть:

перспективными - составляются на длительный срок. В них даются оценки основных финансовых показателей в перспективе;

текущими - составляются на год с поквартальной разбивкой. Эти планы обеспечивают увязку производственных и финансовых показателей деятельности организаций;

оперативными - включают составление платежного, налогового и кассового плана на месячный срок с декадной разбивкой.

Финансовый план организации составляется в виде баланса его доходов и расходов.

Один из видов финансового планирования — составление ряда смет (бюджетов). В их числе можно отметить: план производства продукции составляется для определения объема продукции, намечаемой к производству для обеспечения планируемого объема реализации; сметы:

•    реализации продукции ~ это первоначальный этап финансового планирования;

•    прямых затрат на оплату сырья и материалов — позволяет определить величину средств, необходимых для закупки сырья и материалов;

•    прямых затрат на оплату труда — составляется для определения фонда заработной платы;

•    переменных накладных расходов - представляет собой перечень накладных расходов;

•    административных и коммерческих расходов— включает показатели расходов, связанных с управлением предприятием и реализацией продукции;

•     себестоимости реализованной продукции.

На основе показателей этих смет (бюджетов) составляется общая (главная) финансовая смета (бюджет) предприятия.

 [22 - А.В. Куранова - Управление финансами. - М.: Приор-издат, 2010. - 176 с.]

 
Найти на сайте FinanceEdu.ru
Яндекс.Новости: Финансы
Первая в России служба автоматической обработки и систематизации новостей. Сообщения ведущих российских и мировых СМИ. Обновление в режиме реального времени 24 часа в сутки.
Яндекс.Новости: Финансы